.История завода

За  65 лет завод четырежды менял название и, соответственно, статус. Созданный в 1937 году как строительно-монтажная контора Всесоюзного треста «Транссигналсвязьстрой», в 1943-м году он переименовывается в «спецконтору» того же треста, в 1959-м становится  заводом специзделий СЦБ треста «Транссигналстрой», а в 1993-м – филиалом ОАО «Транссигналстрой».

Обязанный своим появлением  научно-технической революции, развернувшейся в стране с конца 20-х годов прошлого века, завод, несмотря на все переименования, чуть ли не семь десятилетий остается верен своему предназначению.

          …В 1928 году появилась первая электрифицированная  линия. Так на железнодорожном транспорте страны началась новая эра. А вместе с ней встала проблема повышения безопасности движения поездов. Обеспечить все это должны были устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). С их помощью осуществляется надежная связь поездного персонала и сотрудников, управляющих   движением и маневрами поездов;  перевод и запирание стрелок, их взаимосвязь между собой и сигналами; контакты между  станциями, районами и участками при приеме, отправлении и движении локомотивов по перегонам и т.д.

          В 1936 году по приказу Народного комиссара путей сообщения Кагановича для ведения соответствующих работ «на эксплуатируемой сети и новостройках» организуется Всесоюзный трест «Транссигналсвязьстрой». Появляются подрядные строительно-монтажные организации. Первое время производство изделий, необходимых для устройства новых систем, возлагается на подразделения самой железной дороги. Но в 1937 году Приказом НКПС СССР № 60/а  для этой цели в Свердловске создается  строительно-монтажная контора Всесоюзного треста «Транссигналсвязьстрой».

           Не успев окрепнуть, новая организация вместе со всей страной вступила в тяжелые военные годы. Работники конторы своим героическим трудом на пределе человеческих сил, приближали долгожданную Победу. И во время войны железные дороги необходимо ремонтировать, восстанавливать разрушенные.

          После войны на волне небывалого трудового подъема и нового строительства спецконтора мало-помалу расстраивалась. К 1954 году обзавелась сушилкой для лесоматериалов, новым механическим цехом с отделом главного механика, кузнечно-прессовым  и резьбонарезным отделениями, травесрным цехом  с пилорамным отделением. Уже работало первое пропиточное отделение для антисептирования древесины и в здании старой кузницы – котельная. Кое-что начали строить еще в войну, а с 1950 года, когда предприятие возглавил Андрей Николаевич Климов,  строительство стало одним из главных направлений его деятельности.

          В 1954 году создается министерство транспортного строительства. С созданием министерства темпы электрификации железных дорог значительно возрастают. Увеличиваются и объемы работ по сооружению устройств СЦБ, связи и энергоснабжения. Отрасль стремительно развивается и Свердловская контора специзделий уже не в состоянии обеспечивать растущее строительство своими изделиями. Ни материальная  база, ни уровень механизации не отвечают требованиям времени. Удовлетворять спрос на траверсы и другую продукцию становится все труднее.  27 января 1955 года  исполком Свердловского горсовета  принимает решение о строительстве нового деревообрабатывающего цеха.

          …В 1959 году вводится лесопильный  цех с пилорамным отделением, тогда же построена сушилка     лесоматериалов, что позволило улучшить качество изделий.

          Вообще 1959 год  в биографии предприятия занимает  особое место. Многое сделано для  укрепления материальной базы. Появляется новая кирпичная котельная. Горизонтальные дымогарные котлы и выносную топку немецко-польского происхождения, работавшие на углях и отходах лесопильного производства, заменили более производительные котлы ТВД 2,5/13 производства Арамильского механического завода. При чем, один из них работал исключительно на древесных отходах, подающихся по аспирационной системе непосредственно из цеха деревообработки.

          Завершено строительство столярного цеха и цеха по ремонту автотранспортной техники. Спецконтора становится все более похожей на завод. И это явное сходство  фиксируется  официальным решением о  новом статусе. 26 августа 1959 года на базе спецконторы организуется Свердловский завод специзделий  треста «Транссигналстрой».

          С 1954 по 1980-й  трестом «Транссигналстрой» совместно с другими подразделениями Главтрансэлектромонтажа построено и введено в эксплуатацию более 67 тыс. км автоблокировки и диспетчерской централизации и включено в электрическую централизацию 118 тыс. стрелок. Благодаря устройствам СЦБ пропускная способность однопутных железных дорог увеличилась на 40-50%, а двухпутных возросла почти в два раза. Параллельно развивался и завод. Реконструкция шла за реконструкцией. Строились новые цеха, появлялось новое оборудование, воспитывались квалифицированные кадры. Менялись руководители. В 1977 году Марка Ефимовича Гершковича на директорском посту сменил Исак Семенович Коренбляс.

И вот наступила страшная дата – 4 октября 1988 года. Взрыв!!! История завода условно делится на 2 этапа – «до взрыва» и «после взрыва». В то роковое октябрьское утро на станции Свердловск – Сортировочный, прямо за территорией завода взорвались два вагона со взрывчатым веществом. Завод встал на пути взрывной волны, сведя к минимуму разрушения в жилом секторе. Из пяти цехов и котельной, четыре цеха были разрушены до основания, у пятого остались только стены. По счастливой случайности ( рабочий день еще не начался ) жертв удалось избежать. И началась очередная реконструкция завода, даже не реконструкция, а полное восстановление. За шесть лет с 1988 года по 1996 построены: Деревообрабатывающий цех с участками сушки древесины и пропитки; механический цех; гараж; заводоуправление; четыре крановых эстакады; подъездные пути. Вновь завод работает на всю страну – от Хабаровска до Петербурга, обеспечивая железные дороги качественными изделиями СЦБ, связи и контактной сети.

.О заводе